Тел.: +7 (495) 411-99-81
  • Домой
  • Карта сайта
  • Контакты
Каталог продукции

Новости

16.07.2019

 16.07.19 Российская газета - Экономика Северо-Запада № 153(7911)

Местные власти смогут повышать цены на услуги ЖКХ по согласованию с антимонопольной службой

Регионы и муниципалитеты больше не смогут без веских причин увеличивать коммунальные тарифы выше уровня прогнозируемой инфляции. А все корректировки, даже если веские причины найдутся, придется согласовывать с Федеральной антимонопольной службой. Такие нормы содержатся в новом постановлении федерального правительства. Проблема тарифного регулирования в сфере ЖКХ актуальна для всех субъектов СЗФО, но решают местные власти ее по-разному. Одни пытаются наладить конструктивный диалог с поставщиками услуг, другие перекладывают издержки на плечи потребителей, пишет "Российская газета".

Ежегодно правительство РФ утверждает для регионов предельные индексы роста платы за "коммуналку". До недавнего момента муниципальные депутаты могли выходить за эти рамки, руководствуясь несколькими основаниями. Это, с одной стороны, включение в себестоимость услуг затрат на повышение качества работы коммунальных систем. С другой стороны - приведение тарифов в соответствие с их реальной себестоимостью.

Дело в том, что многие муниципалитеты по разным причинам долгие годы ограничивали рост платы за ЖКХ, а выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций компенсировали из бюджета. Затем власти отменяли компенсации и повышали тарифы, перекладывая финансовое бремя на потребителей.

Новое постановление федерального правительства сохранило инвестиционные основания, подвергнув их некоторым корректировкам. А вот повышать тарифы, основываясь только на устранении ранее созданных ценовых дисбалансов, больше не получится. Есть и еще одно важное новшество. Раньше решения муниципальных парламентариев утверждал региональный регулятор - комитет, департамент или министерство по тарифам и ценам субъекта РФ. Сейчас "разрешение" на повышение тарифов сверх предельных коридоров придется получать у ФАС.

Показателен пример Великого Новгорода, где 1 июля прошлого года резко подросла плата за "коммуналку". Тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода - на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения - на семь-восемь процентов.

При этом предельный индекс, который правительство РФ установило для Новгородской области, составлял 5,5 процента. Но чиновники соблюли необходимые процедуры и перешагнули через эту планку. Парламентарии Великого Новгорода повысили тарифы в связи с "реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и теплоснабжения". Комитет по ценовой и тарифной политике региона одобрил эту инициативу.

- Решение гордумы не было единогласным, - вспоминает депутат, член комиссии по экономике и финансам Думы Великого Новгорода Анна Черепанова. - Парламентарии, которые отказались голосовать за удорожание коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита инвестиционных программ и непосредственно новых тарифов. Однако аудит так и не был проведен. И сейчас невозможно понять, насколько вообще обоснованы траты ресурсоснабжающих организаций, которые приходится оплачивать новгородцам.

С 1 июля 2019 года тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в столице Новгородской области выросли незначительно - на полтора процента. Тем не менее новое постановление федерального правительства Анна Черепанова называет очень актуальным.

- Нынешние полтора процента объясняются лишь эффектом высокой базы, заложенной в прошлом году, - продолжает Анна Черепанова. - И мы можем только приветствовать документ, который убережет новгородцев от дальнейшего роста стоимости коммунальных услуг, не подкрепленного вескими аргументами. Главное, чтобы эксперты, которые будут оценивать обоснованность тарифов, действовали независимо от региональных регуляторов. В некоторых случаях управления Федеральной антимонопольной службы могут делегировать часть своих полномочий региональным органам исполнительной власти. Но я надеюсь, что в случае с повышением тарифов специалисты федерального ведомства будут проводить аудит своими силами или привлекут независимых специалистов. В противном случае мы вернемся к тому, с чего начинали: окончательное слово останется за местными чиновниками, которые могут быть заинтересованы в определенном исходе дела.